posts‎ > ‎Text-Blog‎ > ‎Публикации‎ > ‎

Метанойя, не метанойя?

posted Mar 1, 2017, 9:32 PM by Poznanie Boga   [ updated Apr 11, 2017, 5:45 PM by Andrey M. ]
Если вас не понимают, значит это не то, что им нужно.
Если вы не понимаете, значит это не для вас.

Часть 2 (первая ниже)

После мучительной недели диалогов и кратких знакомств со статьями Вячеслава, я наконец-таки "догнал" в чём проблема. Вы обхохочитесь, но мы с Вячеславом говорили о совершенно разных метанойях!!!. 

Это не просто "ляп в квадрате", это чудо Божие)).
Публично высказываясь о совершенно разном, мы даже нашли точки соприкосновения и взаимно обогатились)). Ребята из ФБ группы «Назад, к Евангелию», считайте это серьёзной проверкой веротерпимости вашей замечательной группы, и проверкой на толерантность вашего генератора-модератора супер-профессора))!

Вячеслав, совсем без иронии. Примите мой личный глубокий поклон за великое терпение. Я искренне и публично приношу Вам тысячу извинений, за то, что морочил Вам голову своей критикой не по теме и не по сути вашего серьёзного исследования.  Егор, Лен, простите и вы меня как последнего «невежду». Ведь именно ваш личнтый духовный опыт был взят за основу данного исследования, а я его вроде как публично и с размаху «не восприемлел»)).

По сути МЕТАНОЙИ:

Метанойя, это действительно «изменения ума», но о каком конкретно изменении идёт речь и в каком ключе, это базовый вопрос. Люди со словами Любовь и Вера разобраться не могут. А уж с мистической и неуловимой Метанойей на уровне нейтрино, куда уж нам, "простым смертным")).

Метанойя очень многосложное понятие, особенно в свете деноминационных различий.

Вячеслав говорил о мистическом опыте временного соприкосновения с неким Божественным Светом как приближение к Вселенскому Разуму, Знанию, Любви, Добра и так далее.... В этой системе духовные те, кто соприкоснулся со Светом, а плотские, кто ещё нет.

Я же предлагал опыт метанойи как глубокую внутреннею трансформацию на уровне человеческой души и духа. Это длительный и непрекращающийся процесс духовного роста, ведущей не просто к изменению внешнего поведения, а к переформатированию всех внутренних установок, то есть к изменению системы личного духовного мировоззрения. В этой системе духовный не тот, кто дорос, а тот, кто идёт по пути возрастающего духовного познавания Христа, а значит сам растёт и постоянно изменятся. А плотские это те, кто не хочет, или не знает, или не может заниматься этим сложным процессом. То есть плотские, это не разобравшиеся в вере духовные младенцы в самом начале их пути. А также все годами «замороженные в мёртовой религиозной вере» как в холодном и огромном айсберге. А может сразу и то и другое, то есть "замороженные младенцы"  в различных религиозных айсбергах((.

Только для тех, кто уже выбрался их мёртвого айсберга, или кто сильно хочет, но не знает как, я описывал свою систему метанойи. Для осталных всё сказанное мной просто бессмысленно, особенно если Писание не полный авторитет. Я не верю в то, что истинность определяеся сверкой личных опытов. В моей концепции, любой духовный опыт должен быть основан на Писании как ЛОГОСЕ, то есть тайной Мысли Божией, выраженной в понятное нам человеческое Слово.

То есть личный опыт должен не просто сходится с ЛОГОСОМ как буквой закона или доктрины. Он должен исходить от познания ЛОГОСА с внутренними озарениями от Духа Святого для истинного и личного понимания ЛОГОСА. Поэтому Писание для меня не мёртвая доктрина или убивающий душу закон. Это единственная и абсолютная база живого Богопознания. Именно с базой Писания как Божьим ЛОГОСОМ я и сверяю свой и чужой опыт! Через интеллектуальное и сердечное понимание Логоса, я не только хочу понять и принять Духа Святого в своё сердце для того чтобы стать похожим на Иисуса Христа в моём характере. Я также оберегаю себя от уклонений и обольщений ложными духовными ощущениями и знаниями. Особенно в сферах тайного мистического познания!!!

Почему я решился вступить в диалог на группе

В моём очень ограниченном понимании Вячеслава по группе и сайту "Экс-Фарисей", я посчитал, что Вячеслав после семинарии очень хорошо знает православие изнутри. Поэтому и переходит в протестантизм после тщательного исследования обеих систем. Более того, так как в протестантизме  очень много противоречий, то в каждой из деноминаций надо разбираться по отдельности, чтобы не запутавшись, понять их суть.

На деле же оказалось, что своими размашистыми шагами Вячеслав не только давно вышел из «топи» православия, но уже и проскочил все «дебри» классического протестантизма)). Как Великий Александр Македонкий, Вячеслав рискнул и смог одним махом разрубить христианский "гордиев узел", который христиане общими усилиями накручивают уже около 2000 лет)). А протестанты за последние 500 лет, вообще умудрились всё окончательно запутать)).


Поэтому у Вячеслава вроде как выстроилось понимание своей собственной духовно-богословской системы со своими доктринами, практиками и направлением будущего развития. Это на самом деле КРУТО. Если честно сказать, я более-менее знаю богословские системы разных разливов. Их мусолят долгие десятилетия, а то и столетия, лучшие богословские умы в каждой деноминации. Я действительно первый раз встретил человека, который смог выстроить так много, так быстро, так разнообразно, и так структурно. Именно потому это КРУТО (не путайте с КЛАССНО)!

Почему я ухожу от дальнейшего обсуждения духовных вопросов в данной системе.

Общаясь с Вячесловым больше уже по другой теме, и просматривая предложный мне ознакомительный материал по разным ворпосам, моё понимание, что общепризнанные базы всех христианских конфессий для системы Вячеслава являются ограничивающим или даже мешающим фактором. Вопрос даже не в конфессиональных практиках или догматиках, а в ключевых основах классического христианства. Надеюсь, что я что-то всё же не так понял.
  • Богодухновенность и непреложность Писания как базы Божьего откровения в форме ЛОГОСА (замысла в слове)
  • Базовые Символы Веры как инструмент ограждения христианства от отклонений. Для меня это также актуально.

Вячеслав, если я действительно правильно разобрался, как Вы сами понимаете, я не просто не хочу отказываться от ПИСАНИЯ как ЕДИНСТВЕННОЙ базы для ИСТИНЫ. Всё моё понимание и опыт богопознания как раз и построены на утверждении что ПИСАНИЕ НЕПРЕЛОЖНО. Концепция "ОПЫТ и ОТКРОВЕНИЕ ПРЕВЫШЕ ПИСАНИЯ" по сути враждебны моему пониманию и лишают мою систему основного источника живого Богопознания. 

Очень аккуратно добавлю, что, изучая христианские течения в этом направлении, я вижу огромнейшие опасности, как теологические, так и духовно-практические. Но в данном контексте говорить о них нет смысла. Просто хочу Вас с любовью предупредить, чтобы были крайне осторожны, и не увлеклись чрезмерно в ваших искренних поисках Бога и Его живого откровения ни через чужой, ни через свой, мистический опыт и познание.

Так как это очень опасное направление, особенно для неутверждённых в вере на Писании, многие христианские конфессии такой опыт или запрещают вовсе, или призывают к крайней осторожности. Ведь когда берёшься рубить окно в закрытый человеку духовный мир, всегда нужно знать, зачем ты это делаешь. А главное, что из этого может получиться. Только очень неразумные люди сначало делают, а только потом думают.

В этом я и вижу главную опасность практического исследования в открытой публикации Вячеслава. Данное исследование не просто переопределяет смысл христианской метанойи. Оно предлагает суммированные основы практического опыта как базовых знаний для соприкосновения с духовным миром Света. Люди в неведении или невежестве, неразумно и слепо последовавшие подобным знаниям в поисках опыта христианкой метанойи, могут оказаться не во Свете, а в серьёзных спиритических проблемах, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Познакомившись с Вячеславом за эту неделю лучше, я желаю ему Божьей Мудрости и Аккуратности потихоньку во всём разобраться. Вячеслав честный и глубокий исследователь с профессорским размахом. Это может здорово помочь, но может и помешать. Я верю, что всё же поможет, а не навредит.

Классическая христианская метнойя как изменение мировоззрения и характера

Для группы "Назад, к Евангелию" в статье ниже, я предложил свой опыт и некую систематизацию основных принципов библейской метанойи как личное мнение в свете публикации Вячеслава. Так как в ходе обсуждений возникли дополнительные вопросы, мне кажется, что я всё же должен написать независимое размышление на своём блоге. Для этого, я ещё раз пересмотрю, где и что уже написал и как кому ответил, и соберу всё сказанное в отдельную статью. Может даже добавлю графические иллюстрации центров душу и схемы их взаимодействий. В общем, постараюсь найти время и поработать в этом направлении.

Мои статьи публикуются как на личной ФБ странице, так на ФБ странице портала. Если кому интересно продолжение нашей дискуссии о метанойи, и если будут вопросы по любым моментам, вы сможете задать их мне в комментариях на странице портала, и мы поговорим всласть))

Мой план действий.
  1. Я хочу, но уже не могу удалить оригинальную статью которая оказалась не в тему, так как потеряются все комментарии.
  2. Я суммирую всё уже сказанное в новую статью о метанойе, и выставлю с возможностью комментариев и вопросов на ФБ странице.
  3. Если возникнет нужда в дополнителном материале, я поделюсь конкретными ссылками со своих источников.
  4. В общем, помогу кому чем смогу по метанойе. Если надо, то с большей конкретикой в точечном направлении по деталям.
Всем, с кем мне удалось пообщаться на группе "Назад, к Евангелию", ещё раз огромное спасибо за конструктивный диалог и корректность!

Вячеслав, Вам
отдельное спасибо что дали шанс на диалог в группе, да ещё и потратили на меня много личного времени в наших кратких дискуссиях. Ещё раз извините, что, хорошо не разобравшись, с чужим уставом влез не в свой монастырь)). Теперь буду умнее и опытнее)). Если я где-то Вас не так понял в данном размышлении, и это для Вас критично, дайте пожалуйста знать где и что, я обязательно поправлю или удалю.

Ещё раз всем огромное спасибо. Божьих вам благословений.

~Андрей Манжосов
© Портал "Богопознание"
Facebook страница портала


Моё мнение по теме:  Вячеслав Король  Погружение в Свет

Спор между средневековыми схоластиками и мистиками о пути веры через разум, или созерцание, это вечный спор, это спор между разумом и чувствами самого человека. Поэтому монах-пустынник, созерцающий Бога в совести, никогда не договорятся с профессором богословия в университете.

Спасибо всем участникам этой группы
за то, что не «нагрели» меня за долгие преамбулы и пышный само-пиар. Сегодня я всё заново пересмотрел, сам себе улыбнулся, исправился, и крепко всё почистил:).

Вячеслав, спасибо и за конкретизацию, и за нормальный человеческий язык:). Спасибо за наводки на статьи для лучшего понимания ваших убеждений. Это очень помогло мне вас лучше понять.

Моя обещанная критика по частям была плохой идеей из-за разницы во времени, а значит потери общего интереса из-за моего отставания. Второе, это то, что у нас пока нет общей опорной базы для конструктивного диалога. Я буду опираться на Писание по Духу, вы на Духа над Писанием, а это две разных вещи)). Субъективный же опыт, тем более чужой, всё только запутает. Мы оба системные практики, знаем что споры в базовых вопросах бессмысленны, особенно по опорным точкам.

По поводу критики. Критики не получилось по причине полного непринятия всех собранных вами идей. Я не знаком ни с Леном, ни с Егором, и не отвергаю их эмпирического опыта. Более того, я почти уверен, что я много не допонял, поэтому трижды прощу прощения если кого обижу.

Тема «Богопознания» на самом деле огромна. Знаю потому что веду эту тематику на своём портале, где собираю практиков богопознания с конкретными инструкциями, сверяя их с Писанием и со своим личным опытом. У меня это работает, как и у тысяч других христиан, опыт которых я наблюдаю на практике, и поэтому прислушиваюсь к их мнению. Хотя так было со мной не всегда.

Почему я говорю НЕТ.

В статье употреблено 50 раз слово Свет, 5 раз с натяжкой Христос, и ни одного раза Евангелие.


В рамках моего понимания, изучения духовных законов и личного опыта, у меня возникает ощущение, что предложенная идея исходит больше из спиритуализма, чем из христианства. Уход к Духу Света, Добра и Справедливости для меня больше похож не на Евангельское откровение Христа Духом Святым, а на уход на первые ступени астрала. В таком направлении Христос, это просто одна из подпорок к двери, прикрывающей Свет. Просветление Светом познания есть у многих религий, особенно восточных, и способы достижения Света есть разные. Идти к такому Свету легче без христианства, оно только мешает и ограждающим Писанием, и церковными символами веры.

Чему я говорю ДА

Зацеплю некоторые моменты обоих статей, где не согласен и предложу, как мне самому кажется, более лучшее понимание духовных принципов. По крайней мере такие определения проверены опытом тысяч христиан, включая и моим собственным. Для меня также важно, что эти концепции не идут в разрез с Писанием и Откровением. Логос и Ремо, подтверждённые церковью, это моя база.

Эдемский сад
  • Смысл дерево познания добра и зла в том, кто главный. Или Бог, которого надо слушать, даже когда всё не понимаешь. Или человек сам берёт на себя ответственность различения добра и зла, заменяя Бога самоцентризмом и эгоизмом.
  • Ева былa прельщена, но не Адам. Почему Адам сознательно вкусил плод, я не знаю. Одни говорят, что Еву не хотел потерять, другие, что сам решил без Бога командовать. Но так как Адам принял сознателное решение ослушаться Бога, это был его личный выбор со всеми последствиями.
  • Бог знал, что Адам согрешит, поэтому Христос был приготовлен для Своей Миссии ещё «прежде создания мира».
  • Почему не было секса в Эдемском саду. Слышал идею, что Бог сотворил их ещё детьми, но это не принципиально, просто интересная идея.
Антропология

В системе ниже все прекрасно работает, и главное, работает у меня самого. Поэтому лично я ничего больше не ищу, а предлагаю уже почти с гарантиями. Даже могу подсказать, если где идут сбои :).

При этом система двоичности или троичности не принципиальна. Дух, Душа и Тело мне больше подходит при душепопечение чтобы определить области проблем. Внутренний и Внешний человек больше подходит в теологии для объяснения богословских концепций.

Что принципиально.
  1. Физическое Тело, это тело, а не греховная плоть, восстающая на душу.
  2. Душа состоит из трёх основные частей: РАЗУМА, ЧУВСТВ и ВОЛИ.
  3. Воля выбирает между чувствами и разумом, хотя воля часто слаба жить по разуму.
  4. Ум, Разум, Мозг, Мышление, это одно и тоже, так что ничего и никуда не надо опускать.
  5. Совесть, это не место где живёт Бог-Дух. Хотя Бог использует СОВЕСТЬ как и всю душу, то есть разум, чувства и волю.
Совесть, это вспомогательная часть души, хотя может и где то на границе с Духом. Совесть является внутренним навигатором или компасом. По умолчанию совесть настраивается воспитанием в окружающей среде. У людей, встретившихся с Богом, совесть перестраивается через познание Христа Святым Духом, исходящим от личного озарения из Писания. В этом процессе Бог как Дух Ремо открывает Слово Бога как Логос. Смысл всякого правильного озарения, это помощь Духа Святого открыть нам больше личность Христа, включая Его мысли и Его желания.

В западном протестантизме процесс такого познание называется медиатацией, то есть глубокое и вдумчивое молитвенное размышление над Писанием как Словом Бога с просьбой открыть Его нашему разумению Святым Духом. Восточная медитация наоборот, пытается отключит разум для соединения с Абсолютом.

Бог, Христос и Дух
  1. Познание Бога, это не познание Света или Духа, или тайн потустороннего мира, тем более мыслей и скрытой жизни окружающих. Это узнавание личности Христа с помощью личности Святого Духа. При этом Сам Дух помогает, но не является центром. То есть Он всегда показывает НЕ на СЕБЯ, а на ХРИСТА.
  2. Бог, это не теология, не Абсолют, не Матрица. Это Добрая, но Справедливая Личность, которая превыше всего и существует вне всех измерений. Парадокс в том, что Непознаваемый Бог хочет, чтобы мы Его искали, и понимали насколько сможем, постепенно возрастая в таком духоном познании как смеси теологического знания и мистического опыта.
  3. Вектор такого познания, Святость Бога и Любовь Бога, а не Справедливость и тем более не Суд. Святость и любовь в делах, словах, мыслях и даже причинных мотивах. Так как абсолютная святость человека недостижимы при земной жизни, она подарена каждому в тот момент, когда Христос становится личным Спасителем и Господом.
  4. Христос, это единственный ключ к Пониманию Бога, а значит и к пониманию Писания как Логоса через озарения от Ремо.
  5. Дух Святой, это не ЦЕНТР, а ПОМОЩНИК в понимании Личности Христа.
  6. Поэтому Ум Христов, это не духовное озарение и проникновение в Свет за закрытой Дверью. Это возратающее понимание дел, мыслей и чувств Христа, открытые лично нам Духом Святым из Писаний.
  7. Момент духовного соприкосновения с личностью Христа чрез побуждение и помощь Святого Духа; покаяние как признание нужды в личном Спасителе; возникшее вроде как ниоткуда желание познавать Христа и следовать за ним даже ценой своей жизни, у протестантов называется возрождением. Также этот момент можно назвать крещением как погружением в Тело Христа с последующим приобретением духовных даров для устройства в церкви и для служения окружению в мире.
Личный опыт

В комментах на группе я рассказал о себе даже больше чем просили, и чем должен был :-). Теперь личный опыт по сути вопроса.

Ища Бога, я ходил обоими путями, поиском Бога в богословских знаниях и поиском Бога в совести. Оба пути оказались для меня ложными и разрушительными.
  • Поиск Бога умом в богословии привёл к гордости и превозношению, но не помог решить внутренние проблемы с эмоциями и похотями.
  • Поиск Бога как Духа в совести с оплатой по счетам аскезой и посвящением оказался ещё более опасным, и я чуть не угробил себя самого и свою семью. Хотя вначале я думал, что Бог уже во мне, и поэтому даже пробовал творить чудеса по вере. К моему удивлению и удивлению моих друзей, иногда это получалось :-).
Новый опыт пришёл после того, как внутри у меня всё стало совсем плохо, что-то типа глубокой депрессии. Откуда-то пришло резкое осознание, что если Бог не сделают чудо и не восстановит мою разрушенную веру, я должен буду честно, сам для себя, признать крах своей веры и умереть на "милость Божию уповая". Было очень горько оттого, что отдав Богу всю жизнь с раннего дества, много послужив Богу и много пострадав за веру во имя Бога, глубоко воцерковленный и по "вере непорчный", я всё же не смог найти Самого Бога, вернее не смог Его понять как Личность. С виду я был супер-верующий, я внутри было всё очень тоскливо и пусто.

Я был воспитан в системе где Бог строг и мстителен. А на тот момент непонятным мне образом я вдруг почувствовал, что Бог Добр ко Мне, и понимает все мои внутренние боли и разочарования. Более того, не просто не осуждает меня за слабости и безверие, а даже сострадает моему горю.

Восстановление веры и познание Бога началось после того, как я попросил Бога сделать для меня чудо и дать мне последний шанс в Нём разбираться. Так как я уже не верил ни в Богословие (ум), ни в Совесть (дух) как средства практического познания Бога, то просто открыл Библию и попросил Бога объяснить мне, ЧТО ЭТО ТАКОЕ. Хотя на тот момент знал Библию назубок со всеми богословскими комментариями, и прочими богословскими штучками. Теперь же я просил Бога сделать Его Слово для меня живым, я хотел понять Его Слово не только умом, но и сердцем, и ещё как-то суметь поверить, что это не чья либо традиция, а единственная ИСТИНА.

Только через несколько лет тщательного изучения Писания с размышлением и просьбой живого озарения от Духа, я понял, где была моя ошибка.
Христос и Евангелие не были центрами моей веры, был Бог, Слово, Советь и Дух. В общем, моя вера была не ХРИСТОЦЕНТЕРИЧНОЙ.

Позже я собрал практические инструкции многих авторов по данной тематике сначало для своей церкви, потом на этом портале для всех желающих, чтобы не мучились как я в своих поисках. Это лучшее, что я нашёл на русским из этой системы познания Бога во Христе Его Духом. На английском материала подобного рода гораздо больше.

К сожалению, когда я начинал свой новый путь духовного восстановления, я этого не знал. Но это помогло мне приобрести личный опыт познания живого Бога. Именнно личный проверенный опыт, изменивший в корне мою веру и жизнь, позже я и использовал как барометр при сборке материала с разных источников. При этом я уже больше никогда не спрашивал из какой деноминации источник, и из какого богословие. Бог для меня стал один для всех во Христе Иисусе как нашем общем Спасителе.


Послесловие

Как я сам вижу систему практического Богопознания, описанное двух размышлениях.

В первом, Почему опасно верить традициям, преданию, доктрине и даже совести.
Вячеслав, мне кажется здесь мы с вами сходимся, отвергая и традицию, и мёртвое Писание как традицию.

Во втором, моё понимание Системы познания Истины через Христоцентричное Писание и озарения от Духа.
Здесь мы расходимся, так для меня важен не Дух, не Свет, не познание само по себе, даже не просветление, а личность Иисуса Христа.

Если кому интересен вопрос совести как компас и его настройка. Выдержка из практического руководства.

Мой самый первый, случайно встреченный материал о практике Ума Христова, написанный несколько сот лет тому назад :-).

В разделах Богопознания и Духовного Роста  можно узнать о работающих принципах метанойи гораздо больше :-).